Катастрофа Ту-104 в Пушкине

Архив Г.К. Удалова. Russianplanes.net

7 февраля 1981 года авиалайнер Ту-104А выполнял пассажирский рейс по маршруту Пушкин – Владивосток, но через несколько секунд после взлёта рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек – 44 пассажира и 6 членов экипажа.

С 1 по 7 февраля 1981 года в Военно-морской академии в Ленинграде проводились сборы командного состава флотов под руководством Главнокомандующего ВМФ адмирала флота СССР Горшкова С. Г. Учения проходили в течение недели и 7 февраля были подведены итоги, по которым лучшим было признано руководство Тихоокеанского флота СССР. Руководство ТОФ начало собираться домой.

7 февраля 1981 года авиалайнер Ту-104А (регистрационный номер СССР-42332) выполнял пассажирский рейс по маршруту Пушкин – Владивосток.

В 16:00, в условиях снегопада, борт СССР-42332 вышел на исполнительный старт и начал разбег по взлётной полосе. Через 8 секунд после отрыва от ВПП самолёт внезапно вышел на закритический угол атаки и попал в режим сваливания. С высоты 45–50 метров лайнер с интенсивно нарастающим креном вправо рухнул на землю в 20 метрах от ВПП, полностью разрушился и мгновенно загорелся. Погибли все находившиеся на его борту 50 человек – 44 пассажира и 6 членов экипажа.

Среди пассажиров на борту самолёта находились 13 адмиралов, 3 генерала и 12 капитанов первого ранга и полковников, что на время полностью обезглавило Тихоокеанский флот ВМФ СССР.

По официальной версии, при загрузке самолёта были допущены перегруз и неправильное размещение пассажиров и груза. В то время в СССР усиливался дефицит, и полёт в Ленинград стал поводом для военных достать что-то дефицитное. По свидетельству очевидцев, в самолёт было загружено много тяжёлого груза, в том числе мебель и телевизоры. Комиссия по расследованию предположила, что незакреплённый груз при разбеге самолёта сместился по проходу второго салона назад, что повлекло смещение продольной центровки за предельно-заднюю и самопроизвольный взлёт.

В своей статье «Даже адмирал не отменит законы аэродинамики» Виктор Николаевич Сокерин (генерал-лейтенант, заслуженный военный летчик России, бывший командующий ВВС и ПВО Балтийского флота) приводит следующие соображения относительно катастрофы 7 февраля 1981 года (выдержки публикуются с сокращениями и небольшими правками без ущерба для смысла).

Сразу после катастрофы ходили разговоры, что бардак при загрузке борта был неимоверный. Куча адмиралов, все командуют, экипаж пытается довести порядок загрузки, но его просто посылают «на», хамски указывая летчикам: ваше место – возле штурвалов, а «здесь все с «мухами» на погонах». Второй пилот да и командир вновь возражают, после чего их сразу несколько адмиралов «снимают», «увольняют» и просто «размазывают». Кто для «целого» адмирала второй пилот, да и какой-то командир экипажа, хоть и подполковник? Тем более что со сборов «вожди» редко улетали трезвыми.

Кроме всего прочего рассказывали, что приехавший «очень не в духе» командующий ТОФ пожелал в своем салоне (расположенном в передней части самолета) лететь один, в результате чего из салона «в хвост» было выставлено еще с десяток человек.

Любой сколько-нибудь опытный пилот сказал бы, что на разбеге из-за центровки, превышающей предельно-заднюю, по мере нарастания скорости (против аэродинамики не попрешь) самолет просто сам «сел на хвост» и сам оторвался от земли на скорости, почти вдвое меньшей расчетной скорости отрыва. На Ту-104 не было бустеров или гидроусилителей, потому усилий летчиков (отдачей штурвала «от себя» для предотвращения преждевременного отрыва) при этом не могло хватить для парирования мощнейшего стремления самолета задрать нос. Так как отрыв произошел на скорости, меньшей, на которой он способен лететь, да еще и с запредельным углом атаки, далее (по той же аэродинамике) он и должен был упасть. А точнее сказать, это и не было взлетом как таковым, но было катастрофой на взлете из-за преждевременного, самопроизвольного отрыва самолета от ВПП по причине запредельной задней центровки.

Адмиралов могло спасти только одно. Если бы они загрузили еще пару-тройку мебельных гарнитуров, то самолет бы «сел на хвост» прямо на стоянке. Тогда, конечно, обвинили бы во всем и «выпороли» несчастный летный экипаж, но хотя бы «въехали», что самолет – это «аптекарские весы», коромысло которых лежит на некоем условном, весьма небольшом по ширине бруске. Перегрузишь нос – не сможешь оторвать переднюю стойку шасси от земли на взлете, не хватит длины ВПП, самолет не взлетит ни на какой скорости. Перегрузишь хвост – произойдет самопроизвольный отрыв самолета от ВПП , так как за пределами допустимых центровок самолет неуправляем. Экипаж при этом бессилен.

Начальникам любого ранга, если они не слышали о такой науке, как аэродинамика, следует хотя бы ознакомиться с приказом министра обороны по правилам выполнения воздушных перевозок в авиации Вооруженных сил, где написано: все пассажиры обязаны беспрекословно выполнять требования членов экипажа. А также, что никто не имеет права вмешиваться в действия экипажа в полете, в том числе и лица, в распоряжение которых экипаж выделен. Скольких катастроф удалось бы избежать, если бы адмиралы и краснолампасные генералы хотя бы эти два пункта не только знали, но еще и соблюдали.

Делайте то, что сказал (разрешил) экипаж, – будете живы. Будете «умничать», очень рискуете попасть в некролог.
Об ушедших либо – хорошо, либо – ничего.
Но не хотелось бы повторения трагедий.

Хронология событий: Wikipedia.
Cтатья В.И. Сокерина: «Даже адмирал не отменит законы аэродинамики«.