Разведывательная деятельность американской авиации в воздушном пространстве Советского Союза началась весной 1949 года в ответ на блокаду Западного Берлина. Именно тогда в США появился на свет теперь уже широко известный план войны с СССР под названием «Дропшот» [1]. Проведение электронной разведки с воздуха определялось специальной директивой Объединённого комитета начальников штабов США (ОКНШ), принятой 13 июля 1949 года.
Примерно в декабре 1950 года ОКНШ пришел к выводу о необходимости использовать в этих целях новые самолеты Boeing B-47 «Стратоджет», которые только запускались в производство.
Первые испытания RB-47Е, представлявших разведывательный вариант бомбардировщика B-47Е, прошли 3 июля 1953 года. А в ноябре они уже стали поступать на вооружение. Этот самолет отличала особая конструкция носовой части, где разместили фотокамеру К-38. Еще 3 камеры К-17 поместили в бомбовом отсеке.
Позже, во второй половине 50-х годов, было построено 32 самолета очередной модификации — RB-47H для миссий электронной разведки (ELINT), и еще три специализированных ERB-47H, которые были разработаны для проверки системы защиты противника и сбора данных о радиолокационных и защитных коммуникационных сигналах.
На RB-47Н заменили бомбовый отсек на герметичный отсек, в котором размещались «вороны» (три офицера-оператора) с аппаратурой радиоперехвата и радиолокационного слежения. В будущем, один из таких опытных «воронов» Брюс Бейли, участвовавший более чем в 400 шпионских полетах (с 1958 по 1974 г.), так описал суть своей работы: «В ходе выполнения задания мы не раз делали ложные маневры в сторону советской границы, чтобы заставить Советы включить дополнительные радиолокаторы».

1 июля 1960 года самолет-разведчик Boeing RB-47H-1-BW Stratojet ВВС США, бортовой номер 53-4281 [2], вылетел с базы ВВС Великобритании Брайз-Нортон в Оксфордшире для выполнения миссии электронной разведки над Баренцевым морем. На борту находился экипаж из шести человек [3]. Миссия имела кодовое название BOSTON CASPER.

Маршрут полёта разведчика пролегал от Великобритании вдоль северного побережья Норвегии к границам Советского Союза. Обогнув мыс Нордкап, самолёт проследовал вдоль побережья Кольского полуострова и последовал к горловине Белого моря между мысами Святой нос и Канин нос.
Оператор РЛС ПВО СССР Михаил Фрыкин обнаружил отметку цели, приближавшейся к границам СССР на высоте 9000 метров, о чём сообщил дежурному офицеру. В тот день в дежурной паре 174-го Гвардейского Краснознаменного Печенгского ИАП имени Б.Ф. Сафонова на аэродроме Килпъявр находились самолёты Су-9 и МиГ-19. По тревоге был поднят на перехват МиГ-19 [4] командира звена, гвардии капитана Василия Амвросиевича Полякова [5].

Вспоминает полковник в отставке Василий Поляков:
«В тот день 1 июля 1960 года я нес боевое дежурство во 2-й готовности на аэродроме под Мурманском. Команду «Воздух!» дали сразу двум экипажам: мне на МиГ-19 и второму — на Су-9. Мне на МиГе сделать взлет было легче, нежели товарищу на «Сухом». Пока он гермошлем наденет, комбинезон… минут 10 потребуется.
Американцы в те годы обнаглели совсем. Пользовались своим преимуществом по высоте и скорости и безраздельно бороздили наше воздушное пространство. Главной целью RB-47 были советские радары. Часто они подходили к границе фронтом со стороны Норвегии, затем разворачивались на 180 градусов и уходили. При этом засекали работу включавшихся наших РЛС. Но со временем набирались опыта и мы.»
Шёл пятый час полёта американского разведчика, впереди всего лишь в трех десятках километров находился советский мыс Святой Нос. Второй пилот Олмстед заметил в 3-х—5-и километрах от своего самолёта инверсионный след советского истребителя, о чем доложил командиру Палму. По команде командира второй пилот взял управление кормовыми пушками, а самолет продолжал углубляться в советское воздушное пространство.
Капитан Поляков доложил о визуальном контакте с целью и её продвижении в сторону материка. В ответ поступил приказ определить принадлежность самолёта. Лётчик идентифицировал RB-47 и опознавательные знаки ВВС США. С КП последовал приказ проверить оружие и посадить нарушителя. Поляков сблизился с RB-47 примерно до 30 метров и, в соответствии с международными правилами, подал эволюциями самолёта сигнал: «Внимание! Следуйте за мной». Но американец вместо выполнения команды попытался оторваться от МиГа. Видя, что шпион не подчиняется и пытается покинуть советское воздушное пространство, Поляков доложил на КП и запросил о дальнейших действиях.
Наводил на цель находившегося за штурвалом МиГ-19 Полякова один из старших офицеров полка. Он действовал уверенно лишь до того момента, когда Поляков сообщил: «Цель уходит, что делать?» Офицер растерялся [6] и, по свидетельству очевидцев, несколько минут не мог прийти в себя. Тогда инициативу проявил его помощник, старший лейтенант Анатолий Котляров. Убедившись, что самолет-нарушитель продолжает игнорировать требования перехватчика, Котляров передал Полякову приказ: «Цель уничтожить».
В своих воспоминаниях Василий Поляков отмечает: «Как только поступил приказ уничтожить цель, я приготовился к атаке. Сначала думал использовать ракеты, но до нарушителя было слишком близко. Дал пушечный залп — RB-47 вздрогнул, пошел на снижение. Я тут же сделал крутой отворот вверх: бомбардировщик мог открыть ответный огонь. На вершине «горки», где меня уже было не достать, увидел исходящие от самолета-разведчика яркие пульсирующие точки…»
Увидев огни выстрелов из пушек МиГа, Олмстед привел в работу свои пушки, но безрезультатно [7]. Русский летчик оказался точнее. После первой очереди объяло пламенем двигатели под левым крылом. Самолет стал резко терять высоту. Вторая 20-секундная очередь принесла еще большие разрушения.
«RB-47 задымился, затем из него вырвался факел огня. — продолжает Василий Поляков, — Я сделал еще круг, убедился, что самолет падает, и доложил — «Цель исчезла». Сказал так потому, что мои переговоры могли прослушиваться американской радиоразведкой. Но когда услышал строгий запрос: «Где цель?», пришлось ответить, как есть: «Цель уничтожена».»
Командир Палм отдал приказ: «Приготовиться!» Всего 10 секунд командир и второй пилот пытались восстановить управление машиной, но потом Палм был вынужден отдать команду на катапультирование.
Командир RB-47H Палм, второй пилот Олмстед и штурман Маккоун катапультировались. Последним двоим по приземлении на воду удалось вскарабкаться на свои спасательные плотики.
Командир экипажа капитан Палм погиб от переохлаждения, его тело обнаружили в резиновой лодке. А вот для специалистов по фото- и радиоэлектронной аппаратуре — капитана Поуза и лейтенантов Гоуфорта и Филлипса — катапульты не предусматривались. Офицеры упали в море вместе с горящим самолетом.
Возвратившись на базу советский ас доложил командующему Ленинградской особой армии ПВО страны генерал-лейтенанту Петрухину о выполненном задании. С КП в Североморске командующий внимательно следил за воздушной атакой, по завершении которой тут же прилетел на Килпъявр. Пока снимали фотопулемёт, подсчитывали расход снарядов, командарм поинтересовался самочувствием пилота и даже предложил досрочно закончить смену. Поляков остался на посту.
Через 6 часов Олмстеда и Маккоуна, а также тело Палма, подобрал советский траулер. Их, как и Пауэрса, доставили в Москву, в КГБ СССР на допрос. Останки их командира передали представителям Соединенных Штатов.
Тут не лишним будет отметить, что ровно за два месяца до этого ЧП, 1 мая 1960 года, в числе других нескольких пилотов, поднятых по тревоге в праздничное небо Севера, был и капитан Василий Поляков. Он вылетел на перехват Пауэрса, но применить оружие ему не пришлось. У-2 был сбит новой на то время ракетой «земля-воздух».
Через три дня капитану Полякову приказали прибыть в Москву. Докладывал он уже командующему истребительной авиацией ПВО страны генерал-полковнику, дважды Герою Советского Союза Савицкому Евгению Яковлевичу (отцу космонавта Светланы Савицкой), а также главкому Войск ПВО СССР маршалу Сергею Семёновичу Бирюзову — Герою Советского Союза.
12 июля Указом Верховного Совета СССР гвардии капитан Василий Амвросиевич Поляков за выполнение боевого задания по уничтожению самолета-разведчика США, вторгшегося 1 июля 1960 года в пределы Советского Союза, был награжден орденом Красного Знамени. Он получил награду в Кремле из рук председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Ильича Брежнева.

На этом командировка в Москву не закончилась. Ещё в течение нескольких дней Полякова (теперь уже майора) вызывали на площадь Дзержинского, где велось следствие по делу о нарушении границы СССР.
Майор Поляков присутствовал на очной ставке со сбитыми Олмстедом и Маккоуном. Их допрос проходил параллельно с завершением следствия по делу их коллеги Пауэрса. И второй пилот, и штурман признали, что их самолет нарушил воздушное пространство СССР [8].
Через семь месяцев, в январе 1961 года, Маккоун и Олмстед были переданы на родину. Н.С. Хрущёв приурочил их освобождение к вступлению Джона Кеннеди в должность президента США, сделав таким образом жест примирения со стороны Советского Союза.
Итогом уничтожения RB-47 стали требования турецких и японских властей от янки ликвидировать их секретные базы самолетов U-2 на своих территориях. Турцию также тайно покинули и британские пилоты, привлекавшиеся для разведывательных полетов против СССР.
Успешная атака капитана Василия Полякова положила конец наглым вторжениям американских самолётов-разведчиков в воздушное пространство СССР — с этого момента американцы стали вести себя в небе намного аккуратнее.
Примечания
1. Согласно плану, по СССР должен был быть нанесён удар 300 ядерными бомбами и 29 000 фугасными бомбами по 200 целям в 100 городах и посёлках, чтобы одним ударом уничтожить 85 процентов промышленного потенциала Советского Союза. От 75 до 100 из 300 ядерных бомб были нацелены на уничтожение советских боевых самолётов на земле.
[Источник <https://ru.wikipedia.org/wiki/План_«Дропшот»>]
[назад]
2. Boeing RB-47H-1-BW Stratojet ВВС США, бортовой номер 53-4281, приписанный к 38-й стратегической разведывательной эскадрилье 55-го стратегического разведывательного крыла, базирующегося на авиабазе Форбс, штат Канзас.
[Источник <https://www.thisdayinaviation.com/tag/53-4281/>]
RB-47 — дальний стратегический самолет, представлял собой разведывательный вариант бомбардировщика B-47 «Стратоджет», принятого на вооружение ВВС США в начале 50-х годов. На нем устанавливалось 6 турбореактивных двигателей (по 2 спаренных на средних и по одному на крайних подкрыльевых пилонах) с тягой 2720—3270 кг. Крыло самолета с тонким профилем и стреловидностью 35 градусов. Скорость полета до 950 км/час. Практический потолок — более 12 км, дальность полета — свыше 7 тыс. км.
[Источник <https://ru.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-47_Stratojet#Тактико-технические_характеристики>]
[назад]
3. На борту RB-47H находился экипаж из шести человек: майор Уиллард Джордж Палм, командир самолета; капитан Фримен Брюс Олмстед, второй пилот/стрелок; капитан Джон Ричард Маккоун, штурман/фотограф; и три офицера электронной разведки (известные как «Вороны»): майор Юджин Э. Поза, капитан Дин Боуэн Филлипс и капитан Оскар Ли Гофорт.
[Источник <https://www.thisdayinaviation.com/tag/53-4281/>]
Причем для последнего это был первый вылет на задание в его служебной карьере.
[Источник <https://uchebana5.ru/cont/1605017-p3.html>]
[назад]
4. МиГ-19 (по кодификации НАТО: Farmer — «Фермер») — советский одноместный реактивный истребитель второго поколения, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в начале 1950-х годов. Первый советский серийный сверхзвуковой истребитель, широко применялся в системе ПВО СССР. МиГ-19 стал первым в мире самолётом, способным при старте с земли достигать сверхзвуковой скорости в горизонтальном полёте.
[Источник <https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-19>]
[назад]
5. Поляков Василий Амвросиевич, биография.
Рродился 31 января 1931 года в городе Ессентуки, Ставропольского края.
В 1949 окончил 9 классов школы.
В армии с декабря 1949.
В 1952 окончил Армавирское ВАУЛ.
Служил в строевых частях ВВС (Ленинградский ВО) и авиации ПВО (Ленинградская армия ПВО).
С декабря 1959 — командир звена 174-го гвардейского истребительного авиационного полка 91-й истребительной авиационной дивизии ПВО (Северная армия ПВО).
01 июля 1960 года на истребителе МиГ-19 над Баренцевым морем сбил американский самолёт-разведчик RB-47H.
С марта 1961 — заместитель командира — штурман авиаэскадрильи 174-го гвардейского истребительного авиационного полка.
С октября 1961 — старший лётчик-инструктор отделения боевой подготовки и боевого применения начальника авиации 1-й дивизии ПВО (в Крыму).
С апреля 1976 — полковник в запасе.
Жил в городе Севастополь (Крым).
Умер 26 октября 2005 года. Похоронен на кладбище «Кальфа» в Севастополе.
[Источник <https://vk.com/wall16199860_2617>]
[назад]
6. «Офицер растерялся» — еще свежи в памяти всех были события со сбитием Пауэрса. Тогда от своего же огня погиб и летчик-истребитель на таком же МиГ-19 старший лейтенант Сергей Сафронов. В соединениях и частях Войск ПВО были объявлены соответствующие приказы, виновные понесли суровые наказания — снижены в должностях, в воинских званиях. Правовой режим охраны границы был еще не отработан…
[Источник <https://vk.com/wall16199860_2617>]
[назад]
7. В ходе следствия, Маккоун и Олмстед утверждали, что орудия сработали якобы вопреки воле пилотов — при катапультировании кто-то случайно нажал на гашетку…
Источник <https://www.opoccuu.com/010711.htm>
[назад]
8. Только в 1992 году США признали, что на борту сбитого самолёта имелось специальное электронное оборудование и что самолёт осуществлял радиолокационную разведку.
[Источник <https://kolanews.ru/news/odin-den-v-istorii/33952>]
[назад]
Источники
- В сб.: под общ. ред. ген.-полк. И. Ф. Халипова. Часовые пятого океана. М., 1971: В. Упадышев. Подвиг в Заполярье (с. 59).
- Boeing B-47 Stratojet
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Boeing_B-47_Stratojet - Василий Амвросиевич Поляков
https://uchebana5.ru/cont/1605017-p4.html - USAF armament museum: самолет электронной разведки Boeing RB-47H Stratojet
https://igor113.livejournal.com/574317.html?ysclid=ma3u7uq5mb290476262 - Tag Archives: 53-4281. 1 July 1960
https://www.thisdayinaviation.com/tag/53-4281/ - Как заполярный летчик Василий Поляков сбил над Кольским полуостровом американский самолет-разведчик. Один день в истории
https://kolanews.ru/news/odin-den-v-istorii/33952 - Поляков Василий Амвросиевич — Лётчик СССР
https://vk.com/wall16199860_2617 - Цель уничтожена
https://www.opoccuu.com/010711.htm - Этот день в военной истории. 1 июля 1960 года — первая воздушная победа МиГ-19
https://vk.com/wall-177637669_43012 - Севастопольский ас
https://uchebana5.ru/cont/1605017.html - Эффект Полякова — как сбивали американцев
https://drbarbos.livejournal.com/55111.html